Репатриация или эмиграция?

Фаина Родина – филолог и лингвист. В Израиле она увлеклась психологией, а затем – семейной психотерапией.
- Я работаю в Израиле с трудными подростками с 1991 года, - рассказывает она. – Много лет жила мечтой о создании "Академии семьи". Предложила эту идею доктору Рахель Шапиро, основателю и бессменному руководителю добровольного объединения "Педагогический мост". Поскольку я работаю в Министерстве образования и знакома со специалистами из разных городов страны, я выбрала самых лучших и подключила к "Академии семьи".
В результате отделения "Академии" были открыты по всему Израилю.
- Они действуют в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашдоде, Лоде, на севере в Афуле, на юге нашим форпостом является Беэр-Шева, но это – только начало, - подчеркивает Фаина Родина. – "Академия семьи" постоянно выступает с различными инициативами. На нынешнем этапе мы планируем открыть летние лагеря, в которых дети будут отдыхать родителями.
В эти дни "Академия семьи" открывает специальный курс для родителей.
- Много лет назад, в начале 1990-х, я начала работать в организации "Кидум ноар" с детьми репатриантов, - вспоминает Фаина Родина. – Психология приравнивает эмиграцию к такому чудовищному потрясению, как потеря самого близкого человека. В Израиле обычно траур ("шив'а") продолжается семь дней. Что же касается репатрианта, то у него состояние шока от утери социального статуса, родного языка и привычной среды подчас растягивается на долгие годы. Многие ностальгируют не только по потерянным друзьям, но даже – по детским песням и стихам. Всё то, что там было привычным и само собой разумеющимся, в новых условиях становится невозможным. "Внезапно" выясняется, что в школе у детей нет друзей, причем только потому, что на иврите они говорят (на начальном этапе) с акцентом. Но, даже выучив иврит, дети репатриантов, к сожалению, не становятся равными среди равных и нередко остаются в изоляции, в своеобразных "гетто".
В эмиграции, - объясняет Фаина Родина, - две самые слабые категории – это подростки и пенсионеры. Родители, прибывшие в Израиль с детьми, с первого же дня вынуждены вступить в борьбу за существование. Проще говоря – за выживание. Если воспользоваться известной пирамидой Маслоу, можно удостовериться: ее первая, базовая часть – крыша над головой и пропитание. Обеспечением базиса и занимаются родители. Дети тем временем предоставлены самим себе. В самый тяжелый период жизни дети остаются наедине со всеми своими проблемами, подчас – нерешаемыми. Но рядом нет надежного плеча отца или матери, на которое можно было бы опереться: родители с головой погружены в мысли о том, как бы устроиться на более высокооплачиваемую работу или найти работу по специальности, арендовать ли жилье либо попытаться купить, а если уж это удалось – то как возвращать платежи по "машканте"…
